Для безопасной перевозки опасных грузов

15 Май

Украинское грузовое бюро (УГБ) государственного предприятия «УкрНИИМФ» было создано чуть более 20 лет назад в сентябре 1992 года одним из первых приказов вновь созданного Министерства транс­порта Украины за подписью первого министра транспорта О.Д. Климпуша.

Автор публикации – начальник УГБ делится опытом гармонизации нормативно-правовых и нормативно-технических документов, регулирующих отношения по поводу безопасной перевозки опасных грузов, причем автором уделяется особое внимание гармонизации международной и национальной нормативно-правовой базы в этой сфере общественных отношений.

Бюро было создано на базе ин­женерно-лабораторного комплекса и многоопытного коллектива, который занимался проблемами перевозки опас­ных грузов еще с 50-х годов прошло­го века и готовил основополагающие документы по данной тематике. Цель создания такого подразделения — обеcпечение нормативно-правовыми и нормативно-техническими документа­ми по вопросам безопасной перевозки опасных грузов (генеральных, навалочных и наливных), разработка на­циональных документов и координа­ция их с международными, подготовка предложений Украины в комитеты, рабочие группы Европейской комис­сии ООН (Комитет по транспорту), в Международную морскую организа­цию (ИМО), в Дунайскую комиссию.

Кроме этого, министерством транс­порта на бюро возлагалось выполнение функций компетентного органа по во­просам классификации, упаковки и допуска к перевозке опасных, генераль­ных, навалочных и наливных грузов всеми видами транспорта.

Все это, естественно, создавалось не на голом месте и имело свою исто­рию. Наши специалисты работали па­раллельно и совместно со специали­стами международных организаций.

Здесь была бы уместна небольшая историческая справка о практике обе­спечения безопасности транспортных операций с опасными грузами.

Первая половина XX века была ознаменована целой серией катастроф на морском транспорте, связанной с пе­ревозкой опасных грузов. Это побудило международное сообщество создать еди­ные международные правила морской перевозки опасных грузов. В 1950-х го­дах в Одесском институте инженеров морского флота создается лаборатория опасных грузов, которая плодотворно сотрудничала с Международной мор­ской организацией. В 1965 году вы­шел первый проект правил, одобрен­ный Ассамблеей этой организации, а уже в 1969 году были разработаны национальные Правила морской перевозки опасных грузов (известные как МОПОГ). Через год вышло второе из­дание, в 1989 году — последнее изда­ние правил.

В этот же период совместно с меж­дународными организациями МОТ и ВОЗ были разработаны и другие доку­менты, вошедшие в Международный кодекс опасных грузов.

За все эти годы лаборатория опасных грузов трансформировалась в Черномор­ский филиал ЦНИИМФ (Ленинград), а в 1987 году — в отдельное подразделение во вновь созданном Южном научно-исследовательском институте морского флота (ЮжНИИМФ) (ныне «УкрНИИМФ»). В 1992 году, как было отмечено выше, было создано УГБ как подразделение института.

В этот же период коллективом от­дела и лаборатории проводились се­рьезные исследования по моделирова­нию транспортных процессов, в том числе исследования свойств грузов в различных условиях транспортиров­ки, исследование интенсивности га­зовыделения, исследования пожаро-взрывоопасных свойств навалочных, тарно-штучных и наливных грузов. В 1979 году были разработаны и введе­ны в действие «Правила перевозки наливных химических грузов», действую­щие и по нынешнее время. Разработаны ГОСТ 26319 «Грузы опасные, постав­ляемые на экспорт. Упаковка», действующий по настоящее время, ГОСТ 19433 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

За период работы лаборатории в условиях нового независимого госу­дарства также проделана значитель­ная работа по нормотворческой дея­тельности в сфере перевозки опасных грузов. Это, в значительной мере, стало возможным благодаря сохранившему­ся коллективу, многие работники ко­торого имеют стаж работы в данной области более 20 лет. Это люди раз­личных специальностей — инженеры-кораблестроители, эксплуатационни­ки, судоремонтники, химики, биологи, экологи, радиологи…

Проведены серьезные разработ­ки по введению в Украине норматив­ных документов, регламентирующих] безопасную перевозку опасных гру­зов. С целью реализации междуна­родных требований и Кодексов ИМО, Конвенции СОЛАС (главы VI и VII) в 1998 году было разработано и внедрено «Положение о порядке подготовки и предоставлении информации о грузе для его безопасной морской перевозки».

В 2000 году разработан и принят Закон Украины «О перевозке опасных грузов», были разработаны проекты Законов Украины «О присоединении Украины к Европейскому соглашению по перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ)», Закон Украины «О внесении изменен к другим законодательным актам по вопросам перевозки опасных грузов», принятые в 2009 году Верховной Радой.

В 2007 году были разработаны «Пожарные правила для судов Украины». В этот период разработаны и введены в действие четыре национальных стандарта серии «Грузы опасные. Маркировка», «Грузы опасные. Клас­сификация», «Грузы опасные. Методы испытаний», «Грузы опасные. Термины и определения» и три мегосударственных стандарта на аналогичную тему, принятые межгосударственным комитетом по стандартизации. С 1998 года и по сей день Украинское грузовое бюро плодотворно сотрудничает с ракетно-космической корпорацией «Энергия» им С.П. Королева (Россия), ГП «Южный машиностроительный завод им. A.M. Макарова», «Конструкторское бюро «Южное» им. М.К. Янгеля» по ракетно-космическим программам «Морской старт», ракетоносителям «Зенит», «Циклон», «Таурас», «Днепр». Проводились исследования условий перевозки, готовились и готовятся документы по безопасной транспортировке ракетно-космической техники в США, Бразилию, страны Европы и Азии. Получены благодар­ственные отзывы от компаний «Боинг», Департамента транспорта США, РКК «Энергия» (Россия).

С 2007 года по поручению Госпотребстандарта Украины УГБ про­водит научно-техническую эксперти­зу технических условий, стандартов на продукцию отечественных произ­водителей по вопросам классифика­ции, условиям перевозки всеми вида­ми транспорта, мерам безопасности.

После вступления в силу с 2007 года Европейского Регламента REACH N° 1907/2006 (Регистрация, оценка, раз­решение и ограничение химических веществ) и Регламента CLP/GHS № 1271/2008 (Классификация, маркировка и упаковка веществ и смесей) УГБ раз­рабатывает паспорта безопасности веществ для предприятий химической и нефтехимической промышленности Украины (ПАО «Днепразот», ПАО «Ровноазот», ЧАО «Северодонецкое объединение Азот», ПАО «Концерн Стирол», ГП «Восточный горно-обогатительный комбинат», ПАО «Крымский содовый завод» и других).

На протяжении многих лет сотрудники Украинского грузового бюро принимали участие в работе подкомитетов ИМО (такие, как подкомитет по опасным грузам, навалочным грузам и контейнерам, подкомитет по налив­ным грузам и газам. К сожалению, из-за отсутствия финансирования и непонимания отраслевым министерством важности данной работы с 2010 года ни УГБ, ни другие организации не уча­ствуют в заседаниях этих подкомите­тов, работа на постоянном уровне не ведется. Аналогичная ситуация проис­ходит и с работой по данной тематике в Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК ООН), Дунайской Комиссии.

Отрадно лишь то, что за достаточно долгий период работы в этом направ­лении Украинское грузовое бюро ста­ло достаточно известным в ИМО, ЕЭК ООН, и эти организации высылают нам все новые документы, а также предло­жения государств по данной тематике.

“Стоит отметить серьезное сотрудни­чество нашего бюро с «Укрзализныцей» в работе Органа по сотрудничеству же­лезных дорог (ОСЖД-СНГ) по разработке списка опасных грузов для пе­ревозки по железной дороге.

Также нами разработана методика испытаний новых типов и конструк­ций мягких контейнеров грузоподъем­ностью 14 тонн для массовых грузов российских производителей. В России не оказалось организации по разработ­ке такой методики. В настоящее время этот тип мягких контейнеров одобрен и принят ООН под кодом ВК-3 (ранее были ВК-1, ВК-2).

К сожалению, в Украине до сих пор катастрофически не хватает массы нор­мативных документов. Причиной назы­вают нехватку финансовых ресурсов. Но в итоге страдает вся транспорт­ная отрасль (в том числе и морская). Отсутствие необходимой нормативной базы не дает возможности принимать административные решения. Также это не дает возможности контролирующим и надзорным органам выполнять свои функции, так как иногда нет докумен­та, на основе которого можно прове­рить то или иное предприятие отрасли.

На сегодняшний день в Украине не введены в действие Международный ко­декс перевозки опасных грузов (IMDG Code), который является обязательным с 2004 года для стран-членов ИМО, Международный кодекс перевозки на­валочных грузов в новой редакции. Не приняты Поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), в частно­сти к главам VI, VII. Не ратифициро­ваны другие документы ИМО: Кодекс по погрузке/разгрузке навалочных гру­зов (BLU Code); Руководство по рабо­те терминалов по перегрузке навалоч­ных грузов; Руководство по работе с опасными грузами в порту (Circ/1216). Принятие последних решило бы мно­гие вопросы по переработке навалоч­ных грузов (в том числе и опасных) в портах, которые постоянно находятся в поле зрения экологических, санитар­ных и пожарных органов.

Как видим, проблем в разработ­ке нормативной базы по безопасной транспортировке опасных грузов до­статочно много. Они охватывают ши­рокий спектр, начиная от производите­ля (классификация груза/продукции, его упаковка, маркировка и знаки опасности) и заканчивая участника­ми транспортного процесса. Должны быть разработаны четкие документы, на основании которых тот или иной груз может попасть в порт как со сто­роны берега, так и со стороны моря. В порту, на терминалах должны быть четкие регламенты по приему, хране­нию, переработке тех или иных гру­зов с учетом возможностей порта, тер­минала. И, естественно, подготовлены все необходимые технические и орга­низационные средства для ликвида­ции возможных аварийных ситуаций.

Необходимость решения многих этих проблем особенно актуальна в связи с принятием Закона «О морских портах Украины». И мы надеемся, что Украинское грузовое бюро, распола­гающее уникальным опытом и высо­копрофессиональным коллективом, найдет должное место в нынешний непростой период реформирования мор­ской отрасли.

Автор:

Юрий КАНАШЕВСКИЙ, начальник Украинского грузового бюро ГП «УкрНИИМФ»

Исчточник: Порты Украины. – 2013. – № 3. – С. 22 – 23.