Украинское грузовое бюро (УГБ) государственного предприятия «УкрНИИМФ» было создано чуть более 20 лет назад в сентябре 1992 года одним из первых приказов вновь созданного Министерства транспорта Украины за подписью первого министра транспорта О.Д. Климпуша.
Автор публикации – начальник УГБ делится опытом гармонизации нормативно-правовых и нормативно-технических документов, регулирующих отношения по поводу безопасной перевозки опасных грузов, причем автором уделяется особое внимание гармонизации международной и национальной нормативно-правовой базы в этой сфере общественных отношений.
Бюро было создано на базе инженерно-лабораторного комплекса и многоопытного коллектива, который занимался проблемами перевозки опасных грузов еще с 50-х годов прошлого века и готовил основополагающие документы по данной тематике. Цель создания такого подразделения — обеcпечение нормативно-правовыми и нормативно-техническими документами по вопросам безопасной перевозки опасных грузов (генеральных, навалочных и наливных), разработка национальных документов и координация их с международными, подготовка предложений Украины в комитеты, рабочие группы Европейской комиссии ООН (Комитет по транспорту), в Международную морскую организацию (ИМО), в Дунайскую комиссию.
Кроме этого, министерством транспорта на бюро возлагалось выполнение функций компетентного органа по вопросам классификации, упаковки и допуска к перевозке опасных, генеральных, навалочных и наливных грузов всеми видами транспорта.
Все это, естественно, создавалось не на голом месте и имело свою историю. Наши специалисты работали параллельно и совместно со специалистами международных организаций.
Здесь была бы уместна небольшая историческая справка о практике обеспечения безопасности транспортных операций с опасными грузами.
Первая половина XX века была ознаменована целой серией катастроф на морском транспорте, связанной с перевозкой опасных грузов. Это побудило международное сообщество создать единые международные правила морской перевозки опасных грузов. В 1950-х годах в Одесском институте инженеров морского флота создается лаборатория опасных грузов, которая плодотворно сотрудничала с Международной морской организацией. В 1965 году вышел первый проект правил, одобренный Ассамблеей этой организации, а уже в 1969 году были разработаны национальные Правила морской перевозки опасных грузов (известные как МОПОГ). Через год вышло второе издание, в 1989 году — последнее издание правил.
В этот же период совместно с международными организациями МОТ и ВОЗ были разработаны и другие документы, вошедшие в Международный кодекс опасных грузов.
За все эти годы лаборатория опасных грузов трансформировалась в Черноморский филиал ЦНИИМФ (Ленинград), а в 1987 году — в отдельное подразделение во вновь созданном Южном научно-исследовательском институте морского флота (ЮжНИИМФ) (ныне «УкрНИИМФ»). В 1992 году, как было отмечено выше, было создано УГБ как подразделение института.
В этот же период коллективом отдела и лаборатории проводились серьезные исследования по моделированию транспортных процессов, в том числе исследования свойств грузов в различных условиях транспортировки, исследование интенсивности газовыделения, исследования пожаро-взрывоопасных свойств навалочных, тарно-штучных и наливных грузов. В 1979 году были разработаны и введены в действие «Правила перевозки наливных химических грузов», действующие и по нынешнее время. Разработаны ГОСТ 26319 «Грузы опасные, поставляемые на экспорт. Упаковка», действующий по настоящее время, ГОСТ 19433 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».
За период работы лаборатории в условиях нового независимого государства также проделана значительная работа по нормотворческой деятельности в сфере перевозки опасных грузов. Это, в значительной мере, стало возможным благодаря сохранившемуся коллективу, многие работники которого имеют стаж работы в данной области более 20 лет. Это люди различных специальностей — инженеры-кораблестроители, эксплуатационники, судоремонтники, химики, биологи, экологи, радиологи…
Проведены серьезные разработки по введению в Украине нормативных документов, регламентирующих] безопасную перевозку опасных грузов. С целью реализации международных требований и Кодексов ИМО, Конвенции СОЛАС (главы VI и VII) в 1998 году было разработано и внедрено «Положение о порядке подготовки и предоставлении информации о грузе для его безопасной морской перевозки».
В 2000 году разработан и принят Закон Украины «О перевозке опасных грузов», были разработаны проекты Законов Украины «О присоединении Украины к Европейскому соглашению по перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ)», Закон Украины «О внесении изменен к другим законодательным актам по вопросам перевозки опасных грузов», принятые в 2009 году Верховной Радой.
В 2007 году были разработаны «Пожарные правила для судов Украины». В этот период разработаны и введены в действие четыре национальных стандарта серии «Грузы опасные. Маркировка», «Грузы опасные. Классификация», «Грузы опасные. Методы испытаний», «Грузы опасные. Термины и определения» и три мегосударственных стандарта на аналогичную тему, принятые межгосударственным комитетом по стандартизации. С 1998 года и по сей день Украинское грузовое бюро плодотворно сотрудничает с ракетно-космической корпорацией «Энергия» им С.П. Королева (Россия), ГП «Южный машиностроительный завод им. A.M. Макарова», «Конструкторское бюро «Южное» им. М.К. Янгеля» по ракетно-космическим программам «Морской старт», ракетоносителям «Зенит», «Циклон», «Таурас», «Днепр». Проводились исследования условий перевозки, готовились и готовятся документы по безопасной транспортировке ракетно-космической техники в США, Бразилию, страны Европы и Азии. Получены благодарственные отзывы от компаний «Боинг», Департамента транспорта США, РКК «Энергия» (Россия).
С 2007 года по поручению Госпотребстандарта Украины УГБ проводит научно-техническую экспертизу технических условий, стандартов на продукцию отечественных производителей по вопросам классификации, условиям перевозки всеми видами транспорта, мерам безопасности.
После вступления в силу с 2007 года Европейского Регламента REACH N° 1907/2006 (Регистрация, оценка, разрешение и ограничение химических веществ) и Регламента CLP/GHS № 1271/2008 (Классификация, маркировка и упаковка веществ и смесей) УГБ разрабатывает паспорта безопасности веществ для предприятий химической и нефтехимической промышленности Украины (ПАО «Днепразот», ПАО «Ровноазот», ЧАО «Северодонецкое объединение Азот», ПАО «Концерн Стирол», ГП «Восточный горно-обогатительный комбинат», ПАО «Крымский содовый завод» и других).
На протяжении многих лет сотрудники Украинского грузового бюро принимали участие в работе подкомитетов ИМО (такие, как подкомитет по опасным грузам, навалочным грузам и контейнерам, подкомитет по наливным грузам и газам. К сожалению, из-за отсутствия финансирования и непонимания отраслевым министерством важности данной работы с 2010 года ни УГБ, ни другие организации не участвуют в заседаниях этих подкомитетов, работа на постоянном уровне не ведется. Аналогичная ситуация происходит и с работой по данной тематике в Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК ООН), Дунайской Комиссии.
Отрадно лишь то, что за достаточно долгий период работы в этом направлении Украинское грузовое бюро стало достаточно известным в ИМО, ЕЭК ООН, и эти организации высылают нам все новые документы, а также предложения государств по данной тематике.
“Стоит отметить серьезное сотрудничество нашего бюро с «Укрзализныцей» в работе Органа по сотрудничеству железных дорог (ОСЖД-СНГ) по разработке списка опасных грузов для перевозки по железной дороге.
Также нами разработана методика испытаний новых типов и конструкций мягких контейнеров грузоподъемностью 14 тонн для массовых грузов российских производителей. В России не оказалось организации по разработке такой методики. В настоящее время этот тип мягких контейнеров одобрен и принят ООН под кодом ВК-3 (ранее были ВК-1, ВК-2).
К сожалению, в Украине до сих пор катастрофически не хватает массы нормативных документов. Причиной называют нехватку финансовых ресурсов. Но в итоге страдает вся транспортная отрасль (в том числе и морская). Отсутствие необходимой нормативной базы не дает возможности принимать административные решения. Также это не дает возможности контролирующим и надзорным органам выполнять свои функции, так как иногда нет документа, на основе которого можно проверить то или иное предприятие отрасли.
На сегодняшний день в Украине не введены в действие Международный кодекс перевозки опасных грузов (IMDG Code), который является обязательным с 2004 года для стран-членов ИМО, Международный кодекс перевозки навалочных грузов в новой редакции. Не приняты Поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), в частности к главам VI, VII. Не ратифицированы другие документы ИМО: Кодекс по погрузке/разгрузке навалочных грузов (BLU Code); Руководство по работе терминалов по перегрузке навалочных грузов; Руководство по работе с опасными грузами в порту (Circ/1216). Принятие последних решило бы многие вопросы по переработке навалочных грузов (в том числе и опасных) в портах, которые постоянно находятся в поле зрения экологических, санитарных и пожарных органов.
Как видим, проблем в разработке нормативной базы по безопасной транспортировке опасных грузов достаточно много. Они охватывают широкий спектр, начиная от производителя (классификация груза/продукции, его упаковка, маркировка и знаки опасности) и заканчивая участниками транспортного процесса. Должны быть разработаны четкие документы, на основании которых тот или иной груз может попасть в порт как со стороны берега, так и со стороны моря. В порту, на терминалах должны быть четкие регламенты по приему, хранению, переработке тех или иных грузов с учетом возможностей порта, терминала. И, естественно, подготовлены все необходимые технические и организационные средства для ликвидации возможных аварийных ситуаций.
Необходимость решения многих этих проблем особенно актуальна в связи с принятием Закона «О морских портах Украины». И мы надеемся, что Украинское грузовое бюро, располагающее уникальным опытом и высокопрофессиональным коллективом, найдет должное место в нынешний непростой период реформирования морской отрасли.
Автор:
Юрий КАНАШЕВСКИЙ, начальник Украинского грузового бюро ГП «УкрНИИМФ»
Исчточник: Порты Украины. – 2013. – № 3. – С. 22 – 23.